4.
Во время пророка Соломона жил человек по имени Зал, у которого была жена, раз забеременела. Прошло всего три месяца, и настало для нея время родить, но она не могла. Спросили у врача, что это значит. Врач сказал: "Этот ребенок не родится". — "А что делать?" спросили опять. "Надо открыть живот матери и вырезать ребенка". Так он и сделал, и когда вынули ребенка, то кормили его. (Этот ребенок был Рустам).
Прошло семь лет. В это время случилось, что белый дэв, которого Кахруман привязал, оторвался и спустился. Тогда падишах сказал Заду: "Твой дед привязал его; теперь ты иди и поймай его; если не можешь поймать его живым, убей его!" Зал готовился к борьбе с дэвом и взял свое оружие. Тогда Рустам спросил его: "Отец, что ты делаешь?" — "Мой дед привязал белого дэва. Тот оторвался, и я готовлюсь с ним сражаться". Самого Рустама же не пускали из дома: его охраняли.
(Но Рустам не вытерпел и выдумал хитрость, чтобы сбежать из дому). "Я иду мочиться," сказал он раз и пошел в нужник. С балкона он услышал шум. "Что это такое?" сказал он. Когда он пригляделся, то увидел, что аждаха идет — большой аждаха и отрывает людям головы. Но тогда Рустам уже больше не смог удержаться, ударил ногой об стену, так что она свалилась, и выпрыгнул на улицу. Когда Зал (его отец) услышал шум падающей стены, он сразу сказал своей семье: "Скорее смотрите, где Рустам!" Вышли, увидели разбитую стену и догадались, что Рустам это сделал и выбежал на улицу. Сразу же предупредили Зала. "Ах," сказал тот и поспешил за сыном. Увидел, что тот уже около дэва (аждаха). "Ох, плохо," вздохнул отец, но Рустам схватил дэва за рог и ударил его своим кулаком по хобу. Так сильно он ударил, что дэв упал в обморок, разбил себе голову в куски и умер. "Да сохрани тебя Бог," сказали люди Рустаму, "если бы тебя не было, этот дэв разрушил бы весь [91]город". И все собрались вокруг него: отец, народ, и сам падишах пришел и обнял его.
Потом Рустам вернулся домой со своим отцом. Когда они были опять у себя дома, отец сказал: "Теперь мне это оружие и эта лошадь, полученные мною от отцов, уже не нужны; ВОЗЬМИ ИХ!" И оба сидели спокойно.
Вот, вздумалось раз Рустаму пойти на охоту. "Отец, я иду на охоту!" сказал он. "Иди!" Рустам взял свое копье, свой баллук, свой охотничий нож, сел на свою лошадь Рахша и отправился. На горе он наткнулся на бегущего джейрана, пустился за ним в погоню на своем Рахше, ударил джейрана копьем и убил его. Вдруг, сзади появился человек, который сказал: "Этот джейран был мой; ты лучше сделал бы, если бы ты принес голову своего деда, которая висит во дворце белых дьяволов, в их городе, чем отнимать собственность бедных людей!" Рустаму стало жаль этого человека. "Возьми!" сказал он, отдал ему джейрана и вернулся домой. Дома он спросил отца: "Кто был твой отец, твой дед и твой прадед? И где умер он? Кто убил его?" — "Мой отец был Нариман, мой дед — Кахруман. Его голова висит на стене замка белых дьяволов, в их городе, на острове." — "Хорошо!" ответил Рустам, "я пойду туда! Позволь мне это, а если не позволишь, я все равно пойду!" — "Нет," сказал отец, "так и иди; я тебя туда отправлю вместе с купцами." Зал спросил у этих последних, когда они отправляются. "Послезавтра," ответили ему. Зал дал им 1000 червонцев и сказал: "В пищу моему сыну давайте быка, пять кварт риса, девять рам масла и один бурдюк вина; меньше пе давайте ему! Дайте мне также знать, как идут дела и не возвращайтесь прежде, чем Рустам достигнет своей цели!" — "Хорошо!" сказали купцы и отправились в путь. С ними отправился также Рустам.
Спустя три дня они добрались туда. Пусть останутся там пока, а мы расскажем о белом дьяволе. Этот последний узнал, что Рустам идет, что он хочет унести голову и разрушить город. "Если это так," думал белый дьявол, "я должен поставить караульщиков." И он так и сделал. Люди в городе белого дьявола, однако, предупредили Рустама, говоря: "Нельзя таким образом; если они тебя увидят, то все узнают, кто ты, запрут двери и не впустят тебя. Ты же не похож на других, одна твоя [92]спина шириной в 12 аршин. Если не проберешься в город хитростью, совсем не сможешь войти!" — "А как мне это сделать?" спросил Рустам. "Вот так! Утром караульщики разойдутся, и тогда ты сможешь войти в город." — "А как я узнаю, когда они разойдутся?" спросил Рустам опять. "Мы здесь останемся около тебя и скажем тебе." — "Хорошо!" сказал Рустам. Они провели ночь с ним. И, когда настал момент, сказали: "Теперь пора идти." Рустам взял свое оружие и вошел в город. Караульщики, хотя и видели его, но так испугались, что ни одного слова не сказали. Издали Рустам увидел голову своего деда и закричал от ярости. Крик был такой сильный, что беременные женщины сделали выкидыши. Рустам дошел до ворот, снял голову деда и снова закричал. Дьяволы узнали о прибытии Рустама и дали об этом знать своему падишаху. "Постарайтесь задержать его, пока я приду!" сказал дьявол-падишах. Дьяволы пошли навстречу Рустаму и сказали ему: "Нас, слабых, ты конечно победишь, но если ты настоящий мужчина, то подожди, пока придет наш падишах!" — "Подожду, никуда не пойду!" ответил Рустам. "Я хочу отомстить за своего деда. Я только иду передать эту голову купцам. Скажите это вашему падишаху и потревожьте свой народ!" Сказав, вернулся к товарищам, отдал им голову деда, сел на свою лошадь Рахш и вернулся в крепость. Падишах дьяволов встречал его на колеснице, запряженной слонами. "Ну-ка," сказал Рустам Рахшу, "теперь помоги мне стянуть его вниз," схватил его и старался стащить его с колесницы. Рахш помогал ему, но ослаб, сломал себе поясницу и упал. Ужасно разгневился Рустам, схватил дьявола за рог, бросил его на землю и ударил его так сильно ногою, что сердце и внутренности дьявола выскочили из его тела. "Теперь к вам!" сказал Рустам дьяволам, которые, окружив его, напали на него; ужасными ударами он им отрубил головы. В крепости стоял громадный гвалт, шум и крик. Когда купцы услышали, что там происходит, они послали в свой город бить тревогу и сказать отцу Рустама и падишаху, как дела. Те сейчас прилетели на помощь, но когда они пришли, то Рустам уже перебил всех дьяволов в крепости и сам уже вернулся. Все отправились домой; у Рустама руки распухли на три дня. Когда они пришли домой, то спросили у Рустама: "Что с тобой? [93]Что ты сделал?" — "Я принес голову деда и перебил всех в крепости," ответил он. "Спасибо тебе," сказали все. Рустам отдохнул.
Прошло несколько дней. Заметили, что на берегу моря каждый день исчезает 100 человек из войска. Падишах велел сказать Залу: "Что это? Не Рустам ли поедает этих людей? Что с ними происходит?" — "Не знаю," ответил Зал, "спросите-ка самого Рустама!" Потом он пошел и сказал этому последнему: "Эй, сынок, вот эти люди пришли спросить тебя; они хотят знать, не ты ли поедаешь этих сто людей, которые ежедневно исчезают. Падишах подозревает тебя." Рустам сказал: "Сегодня я не могу ответить вам, но 'завтра'. " Ночью он пошел на берег моря и стал караулить. Видит, что из моря выходит лошадь, приближается к войскам, поедает сто человек и уходит обратно в море. Утром Рустам рассказал своему отцу, что он видел и добавил: "Сегодня я поймаю этого пожирателя наших войск." Отец Рустама, Зал, отправился к дарю и сообщил ему о наблюдениях своего сына. Тот сделал себе сеть и ночью отправился поймать лошадь. Он поймал ее и привел к царю. Падишах посмотрел и видит: седло есть, и сабля, на которой написано: «чахи чачби чатбахил бэхри; я — лошадь Рустама».
- Lizenz
-
CC BY
Link zur Lizenz
- Zitationsvorschlag für diese Edition
- TextGrid Repository (2025). Dirr, Adolf. 4. (Во время пророка Соломона жил человек по имени Зал...). Kaukasische Folklore. https://hdl.handle.net/21.11113/4b56s.0